Темы:

Показать все новости

Подписаться на рассылку

Влияние пандемии на объемы потребления колбасных изделий в гипермаркетах и супермаркетах крупных городов России и общие тенденции рынка колбас в "коронном" 2020 году

10 ноября 2020


По данным Росстат, в январе – сентябре 2020 года было произведено 1 755 тыс. тонн колбасных изделий, что на 3,4% выше аналогичного периода прошлого года. С 2013 года объем производства колбасных изделий уменьшался со среднегодовыми темпами 1,5% и по итогам 2019 года составил порядка 2275 тыс. тонн, что на 227 тыс. тонн или 9,1% меньше, чем в 2013 году. В 2020 году эксперты ИМИТ ожидают, что выпуск колбасных изделий в России увеличится в пределах 2,5%-3,0% за год до 2340 тыс. тонн (Диаграмма №1). Отрицательная динамика предыдущих лет была связана с общими кризисами в экономике, продовольственным эмбарго, ростом цен на сырье, снижением спроса из-за падения реальных располагаемых доходов населения, но с насыщением рынка мясом отечественного производства и снижением оптовых цен на сырье, спрос на колбасные изделия постепенно восстанавливается.


Источник: Росстат, расчет ИАА ИМИТ

В региональном разрезе 43% колбасных изделий производится в Центральном федеральном округе и 22% - в Приволжском, которые являются регионами-донорами для остальных округов РФ (Диаграмма №2)


Источник: Росстат, расчет ИАА ИМИТ

Также эти регионы являются и экспортерами колбасной продукции, и получателями импортной. Однако, и импорт, и экспорт колбасных изделий настолько низок, что не является значимым фактором, влияющим на объём среднедушевого потребления колбас в России. В январе-сентябре 2020 года из России на внешние рынки вывезли 29 тыс. тонн колбасных изделий, 51% - из ЦФО, 25% - из ПФО. Главным получателем российских колбас является Казахстан (75%), а ведущим импортером колбасной продукции в Россию является Республика Беларусь (97%). В рассматриваемый период объем импорта колбас составил 17,9 тыс. тонн и 86% из этого объема ввезли на территорию ЦФО (в основном в Москву и Московскую область).

В среднем, российский потребитель в год потребляет порядка 15 кг колбасных изделий, из которых больше половины приходится на вареную колбасу и сосиски, цены на которые значительно ниже цен на прочие виды колбас (расчет ИАА ИМИТ на основании данных Росстат о производстве и численности населения).

В апреле 2020 года население нашей страны было самоизолировано в своем жилье в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и, что естественно, снизило потребление готовой мясной продукции. За основу объемов потребления взят март 2020 года.

На снижение торговли колбасными изделиями (см. выборку) в крупных магазинах страны значительное влияние оказали два основных фактора: 1. переход на онлайн-приобретение продуктов питания и посещение магазинов у дома; 2. произошло так называемое перераспределение спроса с готовой мясной продукции, в нашем случае с колбасных изделий, указанных в выборке, на свежую или замороженную, которую в дальнейшем можно самостоятельно приготовить.


Источник: Данные гипермаркетов и супермаркетов в крупных городах России, расчет ИАА ИМИТ

Выборка: сосиски, сардельки, колбаса вареная, колбаса сырокопченая, колбаса варено-копченая, колбаса полукопчёная, ветчина, колбаса сыровяленая, колбаски гриль


Источник: Данные гипермаркетов и супермаркетов в крупных городах России, расчет ИАА ИМИТ

На графике №1 отчётливо видно, как меняются потребительские предпочтения покупателей гипермаркетов и супермаркетов в крупных городах России на колбасные изделия, указанные в выборке, во время высокой и низкой занятости (самоизоляция). В апреле и мае 2020 года спрос на указанные колбасы, приобретенные в гипермаркетах и супермаркетах, упал на четверть по отношению к мартовскому уровню. Постепенное восстановление спроса на колбасные изделия, участвующие в выборке, в гипермаркетах и супермаркетах страны началось в июне 2020 года и только в августе у них начался рост спроса. В сентябре активность повысилась на четверть относительно марта, что объясняется началом учебного и рабочего года, когда готовая мясная продукция пользуется большим спросом нежели сырая, так как более удобна для употребления при высоком уровне занятости.

В период самоизоляции изменения в потреблении коснулись и видовой структуры колбасных изделий: на премиум продукцию спрос снизился, но вырос на более дешевые колбасы. Стабильную долю сохранили вареные колбасы, сосиски и сардельки. Однако отметим, что в натуральном выражении спрос упал на всю мясопродукцию, участвующую в выборке. Все же, в 2020 году сохранилась сезонность потребления, когда в летний период растет потребление продукции для гриля.


Источник: Данные гипермаркетов и супермаркетов в крупных городах России, расчет ИАА ИМИТ

В анализе потребительской активности в период пандемии COVID-19 в гипермаркетах и супермаркетах РФ была задействована информация более, чем по 150 поставщикам указанной колбасной продукции в 38 регионах или шести федеральных округах Российской Федерации. Отметим, что на ТОП-10 поставщиков колбасной продукции в гипермаркеты приходится более половины продаж в целом по России и около 65% по ЦФО. Ведущими поставщиками продукции, рассмотренной в данном обзоре, являются Abi, Останкино, Черкизовский, Царицыно, Павловская Слобода, Атяшевский, Клинский. Потребитель выбирает колбасную продукцию ведущих ТМ не только по причине доверия данным производителям, их известности или рекламе, но и из-за доступной для большинства потребителей ценам и широкому ассортименту.


Источник: Данные гипермаркетов и супермаркетов в крупных городах России, расчет ИАА ИМИТ

Источник: Данные гипермаркетов и супермаркетов в крупных городах России, расчет ИАА ИМИТ

Источник: Pig info - Портал промышленного свиноводства
Вернуться к списку новостей