Показать все новости

Подписаться на рассылку

Колбасные тенденции в 2020 году

10 Ноября 2020

Информационно-аналитическое агентство ИМИТ провело анализ потребительской активности на рынке колбасных изделий и выявило некоторые интересные тенденции.

В январе – сентябре 2020 года в России было произведено 1 755 тыс. тонн колбасных изделий, что на 3,4% выше аналогичного периода прошлого года. С 2013 года объем производства колбасных изделий уменьшался со среднегодовыми темпами 1,5% и по итогам 2019 года составил порядка 2275 тыс. тонн, что на 227 тыс. тонн или 9,1% меньше, чем в 2013 году. В 2020 году ожидается рост выпуска колбасных изделий в пределах 2,5%-3,0% за год до 2340 тыс. тонн. Отрицательная динамика предыдущих лет была связана с общим кризисом в экономике, продовольственным эмбарго, ростом цен на сырье, снижением спроса из-за падения реальных располагаемых доходов населения, но с насыщением рынка мясом отечественного производства и снижением оптовых цен на сырье спрос на колбасные изделия постепенно будет восстанавливаться.


В региональном разрезе 43% колбасных изделий производится в Центральном федеральном округе и 22% - в Приволжском, которые являются регионами-донорами для остальных округов РФ.


Также эти регионы являются и экспортерами колбасной продукции, и получателями импортной. Однако и импорт, и экспорт колбасных изделий на столько низок, что не является значимым фактором, влияющим на объём среднедушевого потребления колбас в России. В январе-сентябре 2020 года из России на внешние рынки вывезли 29 тыс. тонн колбасных изделий: 51% - из ЦФО, 25% - из ПФО. Главным получатели российских колбас является Казахстан (75%), а ведущим импортером колбасной продукции в Россию является Республика Беларусь (97%). В рассматриваемый период объем импорта колбас составил 17,9 тыс. тонн и 86% из этого объема ввезли на территорию ЦФО (в основном в Москву и Московскую область).

В среднем, российский потребитель в год потребляет порядка 15 кг колбасных изделий, из которых 55% приходится на вареную колбасу и сосиски, цены на которые значительно ниже цен на прочие виды колбас.


На графике №1 отчётливо видно, как меняются потребительские предпочтения на колбасные изделии у населения во время высокой и низкой занятости. В апреле 2020 года, из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в нашей стране были введены жесткие карантинные меры и многие жители находились на самоизоляции что, естественно, снизило потребление готовой мясной продукции. В условиях пандемии COVID-19 произошло перераспределение предпочтений россиян в плане выбора мясных продуктов. Спрос на продукты, готовые к потреблению (в нашем случае колбасные изделия) упал, а россияне стали больше отдавать предпочтение свежей или замороженной мясной продукцип, которую в дальнейшем можно самостоятельно приготовить. За месяц спрос на колбасы снизился на 27%. В мае 2020 года, после продление самоизоляции, ситуация не изменилась. Постепенное восстановление спроса на колбасные изделия началось в июне 2020 года и только в августе начался рост потребительского спроса на колбасу и сосиски. В сентябре активность повысилась на четверть относительно марта, что объясняется началом учебного и рабочего года, когда готовая мясная продукция пользуется большим спросом так как более удобна для употребления, чем мясо, которое необходимо еще приготовить.


В период самоизоляции изменения в потреблении коснулись и видовой структуры колбасных изделий: на премиум продукцию спрос снизился, но вырос на более дешевые колбасы. Стабильную долю сохранили вареные колбасы, сосиски и сардельки. Однако отметим, что в натуральном выражении спрос упал на всю мясопродукцию. Все же, в 2020 году сохранилась сезонность потребления, когда в летний период растет потребление гриль продукции.



На ТОП-10 производителей колбасных изделий приходится более половины продаж колбасных изделий в России. Потребитель выбирает колбасную продукцию таких ТМ как Останкино, Царицыно, Черкизово, Abi Product, Велком и пр. Причиной этого является не только доверие данным производителям, их известность или реклама, но и цена. У этих производителей огромный ассортимент колбасной продукции по доступным для большинства потребителей ценам. К тому же в большинстве сетевых магазинов представлена продукция именно этих компаний.



Вернуться к списку новостей